Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
ГОСУСЛУГИ ДОМ

 

 

Муниципальная горячая линия по вопросам введения ФГОС и ФООП
тел.: 8 (83137) 2-14-51 (заместитель заведующего отделом образования Горбушина Татьяна Гурьевна),
2-13-78 (заведующая ИДК Добрынина Елена Владимировна)
с 09.01.2023г. - по 31.05.2024г.
Вторник с 09:00-14:00 
Четверг с 9.00 - до 16.00

Новые изменения

         Приказ Министерства просвещения России от 27.12.2023 № 1028 внес существенные изменения в образовательную программу, целью которых является реализация требований Федерального закона от 04.08.2023 № 479-ФЗ. Одним из ключевых изменений является замена наименования учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" на "Основы безопасности и защиты Родины" (ОБЗР). Этот приказ определяет основные цели и задачи изучения нового предмета, которые включают в себя формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности, осознание важности защиты личности, общества и государства, а также понимание роли государства в обеспечении национальной безопасности и защите от различных угроз, включая экстремизм и терроризм. Помимо этого, в новой программе уделяется внимание формированию убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, а также овладению навыками оказания первой помощи и принятия обоснованных решений в опасных ситуациях.

         Глава Минпросвещения Сергей Кравцов сообщил о важных изменениях, которые ожидают школьников в новом учебном году. Согласно его заявлению, в учебный план будет включен новый предмет, который будет расширенным курсом начальной военной подготовки. Этот курс будет охватывать такие важные навыки, как правила оказания первой помощи, действия в случае различных катастроф и многое другое.

          Проект приказа Минпросвещения предлагает включить в учебную программу по ОБЗР уроки по строевой подготовке, правилам обращения с оружием, включая автомат Калашникова, ручные гранаты и другое вооружение. Также будет освещаться вопрос о вооружении мотострелкового отделения на боевых машинах пехоты, средствах индивидуальной защиты и оказании первой помощи в боевых условиях, а также создание укрытий для личного состава и боевой техники. Новые изменения от Минпросвещения подразумевают включение не менее 13 учебных предметов в учебном плане профиля обучения и индивидуальном учебном плане: русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, а также новый предмет - основы безопасности и защиты Родины, и конечно, физическая культура. Кроме того, предусматривается изучение не менее двух учебных предметов на углубленном уровне из соответствующей профилю обучения предметной области или смежной с ней предметной области. Внесены незначительные изменения в учебный предмет физическая культура, чтобы обеспечить более эффективное обучение детей с ограничениями. Для слепых и слабовидящих обучающихся предусмотрены новые подходы, такие как формирование приемов осязательного и слухового самоконтроля во время занятий, а также ознакомление с современными бытовыми тифлотехническими средствами и приборами для повседневного использования. Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата также предусмотрены изменения. Они будут изучать современные технологии укрепления и сохранения здоровья, а также способы самоконтроля своего состояния здоровья и физической работоспособности. Они также научатся использовать доступные физические упражнения и технические приемы базовых видов спорта для профилактики переутомления и поддержания высокой работоспособности. Эти нововведения для учителей вступят в силу с 01.09.2024

         Приказ Минпросвещения РФ от 22.01.2024 N 31 Учебный план 2024 года будет включать в себя предмет "Труд (технология)". В соответствии с приказом, в учебных планах школ будет внесено изменение: учебный предмет "Технология" теперь будет называться "Труд (технология)". Это изменение вступит в силу с 1 сентября 2024 года, что означает, что начиная с нового учебного года, ученики будут изучать тот же предмет, но под обновленным названием. Переименование предмета предполагает, что в обучении будет уделяться больше внимания не только технологическим аспектам, но и вопросам труда, включая трудовую деятельность, профессиональную ориентацию и практические навыки.

         Приказ Минпросвещения РФ от 19.02.2024 N 110 Нововведения в образовании: Исключение предмета "ОДНКНР" из обязательных предметов УП: С 1 сентября 2025 года предмет "ОДНКНР" (основы духовно-нравственной культуры народов России) больше не будет входить в обязательный учебный план.

          Расширение учебного предмета "История": В учебный предмет "История" добавляется курс "История нашего края".

          Вносятся изменения в предметные результаты и федеральную рабочую программу. Изменения в федеральных образовательных программах (ФООП): Изменения в ФООП по ряду предметов, таких как "История", "Обществознание", "Труд (технология)", "Физическая культура", "География", "Литература", а также добавление федеральных рабочих программ по родным языкам.

          Конкретные изменения: Переименование учебного предмета "Технология": Учебный предмет "Технология" будет переименован в "Труд (технология)". Расширение программы учебного предмета "Физическая культура": Расширено количество модулей по отдельным видам спорта. Изменение в ФООП по "Литературе" и "Географии": В связи с изменениями в геополитической обстановке актуализированы федеральные рабочие программы по данным предметам.

          Сроки вступления в силу изменений: Вступление в силу приказа: Приказ вступит в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением изменений, касающихся федеральных рабочих программ по учебным предметам "История" и "Обществознание", которые вступят в силу с 1 сентября 2025 года. 

         Итак, как мы видим, 2024-2025 учебный год вводит новые предметы в школе. Эти изменения направлены на обеспечение более актуального и качественного образования, учитывающего современные требования и потребности учащихся. Новые предметы в школе: история нашего края Цели учебного курса "История нашего края": Понимание многообразия культур: Ученики узнают о вкладе различных народов России в формирование ее цивилизационного наследия и осознают ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации. Поддержка интереса к традициям: Курс направлен на поддержку интереса к традициям собственного народа и других народов, проживающих в России, а также на формирование уважительного отношения к их национальным и этническим ценностям. Пропаганда межнационального согласия: Учащиеся знакомятся с историческими примерами взаимопомощи и сотрудничества народов России, осознают ценность межнационального и межрелигиозного согласия. Формирование уважения к духовному наследию: Они также формируют представления об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов России, а также знакомятся и уважают государственные символы страны. Осознание единства и многообразия: Ученики осознают единство и многообразие культур народов России, а также роль русского языка как государственного языка и языка межнационального общения.

          Приказ Министерства просвещение от 1 февраля 2024 г. № 62 В данном приказе Министерства просвещения подробно описан новый учебный предмет "Основы Безопасности и Защиты Родины". Этот предмет структурно организован через одиннадцать модулей, или тематических линий, обеспечивающих непрерывность изучения на уровне основного и среднего общего образования.

Модуль № 1: Безопасное и устойчивое развитие. Этот модуль ориентирован на формирование понимания о значимости безопасного и устойчивого развития личности, общества и государства.

Модуль № 2: Военная подготовка. Основы военных знаний, включая правила поведения в чрезвычайных ситуациях, основы военной тактики и т.д. Модуль № 3: Культура безопасности жизнедеятельности. Обучение безопасному поведению в современном обществе, включая предупреждение опасных ситуаций.

Модуль № 4: Безопасность в быту. Освоение навыков безопасного поведения в бытовых ситуациях, включая пожарную безопасность, безопасное обращение с бытовой техникой и т.д.

Модуль № 5: Безопасность на транспорте. Изучение правил безопасного поведения на дорогах и общественном транспорте.

Модуль № 6: Безопасность в общественных местах. Осведомление о мерах безопасности на общественных мероприятиях и в других местах массового скопления людей.

Модуль № 7: Безопасность в природной среде. Обучение правилам безопасного взаимодействия с окружающей средой и ее ресурсами.

Модуль № 8: Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. Освоение навыков оказания первой помощи и понимание основ медицинских знаний.

Модуль № 9: Безопасность в социуме. Изучение принципов безопасного взаимодействия в социальных группах и коллективах.

Модуль № 10: Безопасность в информационном пространстве. Осознание угроз и мер безопасности в цифровой среде.

Модуль № 11: Основы противодействия экстремизму и терроризму. Изучение методов противодействия экстремистским и террористическим угрозам. Также в приказе представлены новые учебные планы в связи с введением нового предмета.

          Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 01.02.2024 № 67 Были утверждены изменения в ФАОП и Федеральные Рабочие Программы (ФРП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предмету "Основы безопасности и защиты Родины". Это значимое нововведение в учебном процессе направлено на обеспечение полноценного обучения и включения обучающихся с ОВЗ в учебную деятельность, учитывая их особенности и потребности. В рамках данного приказа также были внесены соответствующие изменения в учебные планы, касающиеся предметной области "Основы безопасности и защиты Родины". Эти изменения позволят учителям адаптировать образовательный процесс с учетом новых ФРП и обеспечить эффективное обучение обучающихся с ОВЗ в данной области знаний.


Обновленный ФГОС с 01.09.2022


Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно): 

Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся.  

Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой общеобразовательной организации, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).  

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.  

Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.  

Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.  

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.  

В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.  


 Научно-методические материалы по введению и обеспечению перехода на обновленные ФГОС


Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)

Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова)

Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)

Платонова Е.А. 

Методические рекомендации

Презентация

Чек-лист готовности ОО к введению обновленных ФГОС


На пути к переходу к обновленным ФГОС


Федеральные основные общеобразовательные программы

Письмо департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 22.05.2023 № 03-870

Письмо департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.11.2022 № 03-1889

Ответы на вопросы о введении ФООП

О введении обновленных ФГОС и ФООП

Подготовка педагогических работников и управленческих кадров к введению обновленных ФГОС

ФОП и ПООП-сравнение документов

Из ФОП НОО 

Из ФОП СОО 


Федеральный уровень 


2024 год 

Федеральный закон об образовании

Федеральная основная общеобразовательная программа

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 119 от 21.02.2024 “О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. N 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников”

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 110 от 19.02.2024 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования”

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 62 от 01.02.2024 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ основного и среднего общего образования”

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 31 от 22.01.2024 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного общего образования”


2023 год 

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 1028 от 27.12.2023 “О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования”

 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 “Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования”

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 “Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования”


2022 год

Приказ Минпросвещения № 1014 Об утверждении ФОП СОО

Приказ Минпросвещения № 993 Об утверждении ФОП СОО

Приказ Минпросвещения № 992 Об утверждении ФОП НОО 

Приказ минпросвещения № 858 Об утверждении федерального перечня учебников

Приказ Минпросвещения № 784 О внесении изменений в Порядок приема на обучение по ОП НОО,ООО и СОО

Приказ Минпросвещения № 629 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательных программам

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413”

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования”

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования”

Приказ Министерства просвещения РФ от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО»


2021/20 годы 

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

Приказ Минпросвещения № 115 Об утверждении Порядок организации по осуществлению образовательной деятельности по ООП

Постановление № 28 Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения...


Приказ Минпросвещения № 653 Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов

Приказ Минпросвещения № 699 Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск уч.пособий

Приказ Минпросвещения № 732 О внесении изменений в ФГОС СОО

Приказ Минпросвещения № 1598 Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Приказ Минпросвещения № 1599 Об утверждении ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)

Приказ Минпросвещения №1026 Об утверждении ФООП обучающихся с умственной отсталостью (ИН)

Федеральный закон № 273-ФЗ об образовании


 Письмо департамента государственной политики и управления в сфере общего образования от 17.11.2022 № 03-1889 ( Об основных изменениях в ФГОС СОО)


О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (28 июля 2023 г.)


 


 Региональный уровень


КОНЦЕПЦИЯ развития системы оценки качества подготовки обучающихся Нижегородской области на период до 2024 года

 Письмо Министерства просвещения РФ от 13.01.2023г № 03-49 «О направлении методических рекомендации (вместе с «Методическими рекомендациями по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»)

 Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ от 26.10.2023г № 03-1706 «О направлении дополнительной информации по мероприятиям функциональной грамотности»

 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся

 Приказ МОиН НО от 25.09.2023г №316-01-63-2616/23 «Об организации работы по формированию функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области на 2023-2024 уч.год»

Приказ от 01.03.22 № 370 Об информационном обеспечении введения в ОО НО обновленных ФГОС

Приказ от 02.03.2022 № 378 О внесении изменений в Приказ от 29.10.21 № 2552

Приказ от 26.09.222 № 2544 Об утверждении плана мероприятий на 2022-2023 уч.г. реализации в ОО НО обновленных ФГОС

Приказ от 27.12.2022 № 3780 Об информационном обеспечении реализации в ОО НО ФГОС

Приказ от 29.10.21 № 2552 Об утверждении плана мероприятий по переходу на обновленный ФГОС


Муниципальный уровень

График консультаций по ФГОС в 2023 г.

Мониторинг введения ФГОС в ОО

Протоколы заседаний рабочей группы по ФГОС-2023

Приказ № 305 от 14.09.2023

Приказ № 71 от 27.02.2023

Приказ № 18 от 23.01.2023

Чек-лист готовности МОО к введению и реализации ФГОС СОО в соответствии с ФОП СОО

Информационно-аналитическая справка о готовности ОО к введению обновленных ФГОС НОО и ООО

Протоколы заседаний рабочей группы по ФГОС-2022

Приказ №446 от 28.12.2022

Приказ №303 от 26.09.2022 

Приказ № 79 от 09.03.22

Приказ № 388 от 01.12.21


 


Методическое сопровождение педагогического сообщества по переходу на обновленный ФГОС

 


  • Создан портал «Единое содержание общего образования» (ссылка: https://edsoo.ru/), на котором представлены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования; примерные рабочие программы по учебным предметам; универсальные кодификаторы; конструктор рабочих программ и методические видеоуроки.
Для заместителя директора
Локальные акты школы
Примерные рабочие программы предметов

 Новые стандарты ФГОС для школ. Третье поколение в 2022 году

Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разберемся, чего ждать школам, ученикам и их родителям

Что такое ФГОС и почему о них пишем

Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.

Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.

Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.

Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.

Какие бывают ФГОС общего образования

Для российских школ актуальны следующие документы:

  • ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
  • ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
  • ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
  • Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.

Три поколения ФГОС для школ

Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.

Первое поколение ФГОС

Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».

Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.

Второе поколение ФГОС

ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).

Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.

Позиция сравнения

Первое поколение ФГОС

Второе поколение ФГОС

Знание

Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают

Ученик активно участвует в процессе получения знаний

Обучение

Система знаний как бы существует в вакууме

Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни

Учение

Односторонняя коммуникация учитель → ученик

Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу 

Сотрудничество

Единоличное руководство учителя

Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения

Третье поколение ФГОС

Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.

Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения 

Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано. 

Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов. 

Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.

Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.

  • Появление нового понятия «функциональная грамотность»

Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.

ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»  

К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.

Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход коснется всех уровней школы.

Единство обучения и воспитания

Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. 

Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит. 

  • Например, патриотическое воспитание​

«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:

  • интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
  • ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.

Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов

Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.

Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.

Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.

А что с шахматами?

Никаких шахмат. Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро отметит совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.

Краткие выводы

  1. Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
  2.  Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни. 
  3. Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.

 

ФГОС СОО

ФГОС ОВЗ

АРХИВ

Вы здесь: Главная ФГОС