- Просмотров: 3061
Муниципальная горячая линия по вопросам введения ФГОС и ФООПтел.: 8 (83137) 2-14-51, 2-13-78с 09.01.2023г. - 30.12.2023г.Вторник с 09:00-14:00
Обновленный ФГОС с 01.09.2022
Министерством просвещения Российской Федерации утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно):
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования".
Обновлённая редакция ФГОС сохраняет и фиксирует принципы вариативности в формировании общеобразовательными организациями программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учащихся.
Именно с 1 сентября 2022 года начнут действовать ФГОС в каждой общеобразовательной организации, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС. Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по обновленным ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).
В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
Детализация и конкретизация требований к результатам образовательной программы, зафиксированные на уровне ФГОС, работают на повышение прозрачности образовательной деятельности школы. Общедоступный нормативный документ даёт ответ на вопрос о том, чему должна учить современная российская школа. Таким образом, создается единая содержательная основа для обеспечения качества реализации общеобразовательных программ, в том числе с включением в этот процесс заинтересованного родительского сообщества.
Стандарты также содержат детализированные и конкретизированные личностные результаты, на формирование и совершенствование которых должна быть направлена рабочая программа воспитания.
Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря новым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.
В документе закрепляется инклюзивный характер образовательной среды и содержится требование к обеспечению полноценного доступа к инфраструктуре школы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Научно-методические материалы по введению и обеспечению перехода на обновленные ФГОС
Научно-методическое сопровождение обновленных ФГОС (В.С. Басюк)
Научно-методическое сопровождение ФГОС (Т.В. Суханова)
Обновленные ФГОС НОО, ООО: содержание, механизмы реализации (Д.А. Метелкин)
Чек-лист готовности ОО к введению обновленных ФГОС
На пути к переходу к обновленным ФГОС
Федеральный уровень
Постановление № 28 Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения...
Приказ Минпросвещения № 286 Об утверждении ФГОС НОО
Приказ Минпросвещения № 1028 Об утверждении ФОП ДО
Приказ Минпросвещения № 287 Об утверждении ФГОС ООО
Приказ Минпросвещения № 653 Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов
Приказ Минпросвещения № 699 Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск уч.пособий
Приказ Минпросвещения № 732 О внесении изменений в ФГОС СОО
Приказ Минпросвещения № 784 О внесении изменений в Порядок приема на обучение по ОП НОО,ООО и СОО
Приказ минпросвещения № 858 Об утверждении федерального перечня учебников
Приказ Минпросвещения № 992 Об утверждении ФОП НОО
Приказ Минпросвещения № 993 Об утверждении ФОП ООО
Приказ Минпросвещения № 1014 Об утверждении ФОП СОО
Приказ Минпросвещения №1026 Об утверждении ФАООП обучающихся с умственной отсталостью (ИН)
Федеральный закон № 273-ФЗ об образовании
Региональный уровень
Приказ от 01.03.22 № 370 Об информационном обеспечении введения в ОО НО обновленных ФГОС
Приказ от 02.03.2022 № 378 О внесении изменений в Приказ от 29.10.21 № 2552
Приказ от 27.12.2022 № 3780 Об информационном обеспечении реализации в ОО НО ФГОС
Приказ от 29.10.21 № 2552 Об утверждении плана мероприятий по переходу на обновленный ФГОС
Муниципальный уровень
Методическое сопровождение педагогического сообщества по переходу на обновленный ФГОС
- Методические материалы Биология
- Методические материалы Физика
- Методические материалы География
- Методические материалы Окружающий мир
- Методические материалы Вероятность и Статистика
- Методические материалы Математика(5-6 класс)
- Методические материалы Русский Язык (5-6 класс)
- Методические материалы Русский Язык (10-11 класс)
- Создан портал «Единое содержание общего образования» (ссылка: https://edsoo.ru/), на котором представлены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования; примерные рабочие программы по учебным предметам; универсальные кодификаторы; конструктор рабочих программ и методические видеоуроки.
- Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Нижегородской области в 2023–2024 учебном году
- Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных ФГОС
- Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деят-ти в рамках обновленных ФГОС
- Информационно-методическое письмо по ФГОС
- Информационно-разъяснительное письмо об основных изменениях, внесенных в ФГОС
- Информация о введении ФООП
- Критерии готовности на переход по ФГОС
- Методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуг в ГПД
- Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий Разговоры о важном при реализации АООП
- Методические рекомендации по преподаванию учебных предметов в соответствии с обновленными ФГОС
- Методические рекомендации по системе оценки достижения обучающихся планируемых результатов
- Методическое письмо о преподавании учебных предметов в соответствии с требованиями обновленных ФГОС в ОО НО в 22-23 уч.г.
- Методические рекомендации "государственная символика"
- О внесении изменений в ФЗ О физической культуре и спорте в РФ
- Письмо Минпросвещения об адаптированных дополнительных ОП
- Примерная рабочая программа воспитания для ОО
- Список локальных актов
- Требования к структуре официального сайта ОО
Новые стандарты ФГОС для школ. Третье поколение в 2022 году
Новое поколение ФГОС начнет действовать с 1 сентября 2022 года. Второй иностранный язык можно не учить, а от патриотического воспитания не убежать. Разберемся, чего ждать школам, ученикам и их родителям
Что такое ФГОС и почему о них пишем
Министерство просвещения Российской Федерации утвердило новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС). Это свод правил для всех образовательных учреждений по всей России: от сельской школы до МГУ. На основе стандартов создаются методические пособия, учебные материалы и другая профильная литература.
Без ФГОС система образования была бы хаотичной, ведь стандарты пришлось бы закреплять в разных законодательных актах, иногда в каждом регионе в отдельности.
Обновленные требования ФГОС для школы вступят в силу с 1 сентября 2022 года и коснутся начального общего и основного общего образования (далее — НОО и ООО соответственно). Дети, принятые в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться по новым стандартам.
Мы изучили новые стандарты ФГОС, сравнили их со старыми и делимся основными вещами, которые стоит знать.
Какие бывают ФГОС общего образования
Для российских школ актуальны следующие документы:
- ФГОС начального общего образования (1–4-й классы);
- ФГОС основного общего образования (5–9-й классы);
- ФГОС среднего общего образования (10–11-й классы);
- Стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В новой редакции изменения коснулись только первых двух. О них и поговорим подробнее.
Три поколения ФГОС для школ
Кратко разберемся, как эволюционировали стандарты современного российского образования.
Первое поколение ФГОС
Введены в 2004 году. Документ назывался «Государственные образовательные стандарты». Первую редакцию критиковали за концентрацию на знаниях, а не на умении применять их тем или иным способом. Хорошим результатом считалось, когда «усвоены знания».
Нормы касались обязательного минимума программ общего образования и основных требований к обеспечению образовательного процесса. Это был важный документ, которому не хватало детализированности, поэтому вскоре его обновили.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения вводили постепенно. Для НОО — в 2009 году, для ООО — в 2010 году, а для СОО — в 2012 году. Стандарты ориентированы на результат и развитие универсальных учебных действия (умений).
Старый стандарт отвечал на вопрос «Чему учить?», новый добавил ответы на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?». Для наглядности сравним основные отличия первого и второго стандартов ФГОС.
Позиция сравнения |
Первое поколение ФГОС |
Второе поколение ФГОС |
Знание |
Передается в готовом виде: преподаватель говорит, ученики записывают |
Ученик активно участвует в процессе получения знаний |
Обучение |
Система знаний как бы существует в вакууме |
Работа учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни |
Учение |
Односторонняя коммуникация учитель → ученик |
Чтобы овладеть знаниями, учитель и ученики выстраивают совместную работу |
Сотрудничество |
Единоличное руководство учителя |
Ученики участвуют в выборе содержания и методов обучения |
Третье поколение ФГОС
Если кратко, новые ФГОС 2021, скорее, обновляют старые стандарты. Некоторые вещи делаются необязательными, а другие конкретизируются. Более того, многие вещи в том или ином виде тестировались в некоторых школах, а до этого обсуждались с профессиональным и родительским сообществом. Поэтому больших сюрпризов ФГОС третьего поколения не принесли. Рассмотрим изменения подробнее.
Новые ФГОС общего образования 2021 года: основные изменения
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Вариативность. Выражается в следующем: школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Патриотическое воспитание: раньше прописывалось, что оно должно быть, а сейчас у него появились конкретные черты.
Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик. Например, в рамках предмета «Информатика» следует понимать назначение языков программирования Python, C++, Паскаль, Java и С#.
- Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?»
К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Чтобы функциональная грамотность оперативно вошла в школьную программу, выпустили специальную методичку. Подход коснется всех уровней школы.
Единство обучения и воспитания
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
- Например, патриотическое воспитание
«Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.
Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый класс в 2021–2022 учебные годы.
А что с шахматами?
Никаких шахмат. Инициатива ввести обязательный предмет «Игра в шахматы» скоро отметит совершеннолетие, но никак не дойдет до реализации. Вот и новый ФГОС не содержит ни слова о них. Однако школы вольны вводить предмет по собственной инициативе.
Краткие выводы
- Проект нового ФГОС вступит в силу 1 сентября 2022 года.
- Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.
- Среди новшеств выделяются: вариативность, функциональная грамотность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка.